Уважаемые коллеги! 31 октября 2024 года в рамках работы профессионального сообщества школьных библиотекарей состоялся семинар-практикум «Работа библиотек по формированию читательской грамотности. Творческий союз: библиотекарь-учитель-ученик».
Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Читательская грамотность – составляющая функциональной грамотности - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения поставленных целей, расширения своих возможностей и углубления знаний, участие в общественной жизни.
Участники, собравшиеся в библиотечно-информационном центре МБОУ «СОШ № 1», поделились опытом работы по формированию читательской грамотности.
О роли школьной библиотеки в формировании читательской грамотности у учащихся-инофонов рассказала Христиансен Наталья Сергеевна, педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №19». Учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали в нашу страну. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В сентябре 2023 года приказом министерства образования и науки Алтайского края школе был присвоен статус региональной инновационной площадки «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении». В этом направлении совместно с учителями- словесниками ведётся работа педагогом-библиотекарем. Задача – научить детей, не знающих русского языка, читать и понимать прочитанное. В первом классе реализуется программа внеурочной деятельности «В мире книг». Все массовые мероприятия связаны с воспитанием культуры чтения, направлены на привитие детям интереса и любви к поэзии, к книге, литературе, искусству, творчеству. В заключении Наталья Сергеевна отметила, что все формы, используемые в совместной работе педагога- библиотекаря и учителей словесников, приобщая ребенка к чтению, позволяют повысить читательскую грамотность обучающихся.
«Формирование читательской грамотности через проектную деятельность» – тема выступления зав. библиотекой МБОУ «Кадетская СОШ №2 им. Героя Советского Союза М.С. Батракова» И.Л. Панасенко. Ирина Леонидовна в своём выступлении обратила внимание на один из важнейших факторов благополучия в нашем обществе – читательскую грамотность. Она представила проект учащегося 10 а класса Рожкова Александра на тему «Происхождение русского языка «Азбучные истины». Разработка исследовательского проекта неразрывно связана с работой с текстами. В работе над проектом обучающийся сталкивается с разными видами текстов. В связи с этим требуются разные приёмы и читательские действия при изучении этих текстов: поиск информации, осмысление текста, анализ и систематизация. Эти умения дают возможность использовать информацию для решения жизненных практических задач, что создаст ситуацию успеха в социальной жизни. Конечный результат любого проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на библиотечных уроках, раскрытие творческого потенциала ребёнка, реализация профессиональных качеств педагога-библиотекаря.
Опытом по формированию читательской грамотности детей и подростков с учётом внедрения обновлённых ФГОС поделилась педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №1» Гущина О.И. Оксана Ильинична рассказала о применении в своей работе технологии РКМЧП на библиотечных уроках таких, как: «Облако тегов», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Толстые» и «тонкие» вопросы», составление синквейна и др. Эти приемы, стратегии, визуализации успешно применяются в деятельности педагога-библиотекаря уже не один год в библиотечных уроках, Громких чтениях, оформлении книжных выставок, тем самым вызывают у обучающихся школы интерес к книге, приводят школьника в библиотеку, способствуют духовно-нравственному развитию и формированию читательской грамотности учеников.
Благодарим всех участников семинара! |